ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

Существуют три основных вида авиации — спортивная, транс­портная и военная. Каждый из них требует определенной квалифи­кации летчиков, а также специальных типов самолетов, соответ­ствующих тому или другому назначению.

Для военного летчика самолет прежде всего оружие. Поэтому его подготовка значительно отличается от подготовки летчика транс­портной авиации. Мужество, боевой дух, высокое владение техни­кой полета, мастерство в технике высшего пилотажа — являются лишь частью качеств, необходимых квалифицированному военному летчику.

На заре развития военной авиации, особенно в первый период мировой войны, большинство задач, в том числе и воздушный бой, разрешалось одиночными летчиками.

Единственное преимущество этого вида полетов заключалось в том, что после неудачи в воздушном бою летчик, возвратившись так или иначе на свой аэродром, мог рассказать о столкновении все, что ему было угодно.

В настоящее время обстановка изменилась, боевые соединения состоят теперь более чем из одного самолета, а это означает, что если такое соединение вступает в воздушный бой или выполняет какую-либо другую задачу, то возможно только единственное сооб­щение о происшедших в воздухе событиях, а именно то, которое отвечает действительности.

Тремя главными видами боевых полетов являются: бомбардиро­вание, штурмовые действия и воздушный бой. Каждый из них пред­ставляет собой специальную область работы, во всяком случае с военной точки зрения А

Поскольку большинство военных задач может быть разрешено лишь группой самолетов, взаимно поддерживающих друг друга, будет интересно остановиться на различных соединениях и основах их организации.

Рис. 387. Звено состоит из двух или трех самолетов, находя­щихся в подчинении командира звена. Расстояния между самоле — 1

тами в строю зависят от распоряжений командира, который в свою очередь руководствуется различ­ными обстоятельствами, в том числе атмосферными условиями, в особенности видимостью во время по — |“7°; лета и возможностью вза­имной огневой поддер­жки.

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯРис. 388. Отряд состо­ит из двух или трех зве­ньев, находящихся под ко­мандой командира отряда.

Рис. 389. Эскадрилья состоит из двух или трех отрядов, находящихся под командой командира эскад­рильи.

iptp ^ Л? І іЛ

aJ’iI[35] I I? .

Подпись: Ші 'll" I 1 I!1 taf» * f ffl ВОЕННАЯ АВИАЦИЯРис. 390. Группавклю­чает от двух до четырех эскадрилий и возглавляет­ся командиром группы.

Обратите внимание (см. рисунок) на то, что звенья.

4-й эскадрильи окаймляют остальные эскадрильи. В мирное время это построе­ние ласкает глаз, в воен­ное же время оно не толь­ко производит сильное впечатление на противни­ка, но и делает его бессиль­ным, если он не достиг более высокого совершен­ства в летном деле.

Крыло является следующим, еще более крупным соединением и состоит из двух или трех групп.

Рис. 391, 392, 393. Первый из этих рисунков показывает

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

і>ис. зт

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

основной строй звена, а именно: Ml — ведущий самолет, самолет М2 — летит слева и самолет М 3 — справа.

Следующие два рисунка показывают эскадрилью в строю фронта и в строю колонны звеньев.

Этот краткий очерк военной авиации должен дать хотя бы не­которое представление о том, насколько ее полеты отличны от летной работы самолета, используемого только в качестве транспортного средства.

В прежние времена противник вторгался в страну, пробираясь пешком или верхом. Отныне неприя­тельские армии могут нахлынуть, используя горю­чее и шелк.

Самолет сделал отдаленные страны соседями, а не­которые из них, как известно, имеют агрессивные намерения.

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

[1] Привязные ремни. — Ред.

[2] Пологий разворот. —Ред.

[3] У нас ученику делать восьмерку разрешается на высоте не ниже G00 м. — Ред.

[4] Имеется в виду «чувство сноса» ветром самолета. —Ра).

[5] У нас вывод самолета из штопора РИС. разрешается на высоте не ниже 600 м. — ИІ02. Ред.

[6] На больших высотах поправка становится очень значительной, и при навигационных расчетах ее нужно учитывать. —Ред.

[7] Т. е. давление в 9—11 раз больше нормального атмосферного давления.—Ред.

[8] На вспаханное поле посадка всегда производится вдоль борозд. —Рсд.

[9] Скольжение вперед требует наличия руля поворота больших размеров. Этот вид скольжения применяется у нас очень редко. —Ред.

[10] Подобный способ посадки на точность применяется и у нас, за исключением эле­мента D, т. е. скольжения вперед. Произведенное у самой земли, оно может привести к потере скорости вообще. — Ред.

[11] Взлет при боковом ветре не так прост, как это описывает автор, и требует от лет­чика специальных действий рулями для парирования сноса самолета. —- Ред.

[12] Этим вы набираете скорость, необходимую для разворота по ветру. —Ред.

[13] Называется еще боевым разворотом.—Ред.

[14] Чтобы правильно выходить в обратном направлении, следует выбрать прямолинейный ориентир. — Ред.

[15] Иначе называется переворотом через крыло.—Ред.

[16] Но в направлении, обратном началу маневра.—Ред.

[17] Бочку следует делать на более повышенной скорости, чем полубочку.—Ред.

[18] При правильно сделанной бочке направление полета по ее окончании остается таким же. —Ред.

[19] Эга нагрузка ощущается мускулами руки пилота: ручка управления как бы давит на руку. —Ред.

[20] Т. е. проваливаться—Ред.

[21] Эта линия носит название локсодромии. — Ред.

[22] Локсодромия. — Ред.

[23] Понятие «потолок» здесь употреблено в смысле высоты облаков над земной поверх­ностью.— Ред.

[24] Полеты в особо сложных метеорологических условиях производятся у нас по спе­циальным правилам. — Ред%

[25] Давления взяты приведенными к уровню моря.— Ред.

[26] Перегрузочным прибором.—Ред.

[27] На рисунке дан американский аэротермометр, на котором цифры градусов обозначены по шкале Фаренгейта (32° по Фаренгейту соответствуют 0° Цельсия; один градус Фарен­гейта равен б/9 градуса Цельсия). — Ред.

[28] В нашей литературе принят термин, радиоотметчик*. — Ред.

[29] Сектор, ограниченный четвертой частью окружности. — Ред.

[30] Существуют аналогичные приборы, в которых ручки управления расположены в дру­гом порядке, чем это указано на данном рисунке. — Ред.

[31] У нас используется аппаратура других типов, так что описание, приведенное вдесь, дает читателю не детали, а лишь основные принципы работы. — Ред.

[32] «Воздушной» скоростью называется скорость передвижения самолета относительно воздуха без учета того, что попутный или встречный ветер может увеличить или уменьшить эту скорость относительно земли. — Ред,

[33] Если шарик уйдет из среднего положения во внутреннюю сторону поворота, то это будет свидетельствовать о внутреннем скольжении, а если вэ внешнюю,— то о заносе, т. е. и в том и в другом случае поворот уже не будет правильным. — Ред.

[34] Это будет верно не для всех типов самолетов. —Ред.

[35] Автором не отмечена разведывательная авиация, роль которой весьма значительна как в отношении помощи земным войскам, так и в отношении помощи своим боевым воздуш­ным силам. — Ред.